«Наша девочка не ест! Она не ест сама и мне приходиться ее кормить с ложечки как малышку, а ей, между прочим, почти пять! И она не ест! Совсем! Рацион ограничен картофельным пюре и огурцом, а после тремя круглыми печеньками!»
С таким запросом к нам часто обращаются родители «неешек» и «малоежек».
Ограниченное поведение во время приемов пищи проявляется, начиная с употребления всего лишь нескольких пищевых продуктов («Ой, ест только нагетсы и макароны-буковки!») и, продолжая определенными ритуалами во время приемов пищи («Ест только из тарелки с зайчиком! Но у нас ведь есть и с ежиком и с собачкой! Но, если нет зайчика, то все! Истерика!»
К сожалению, зачастую наша родительская настойчивость в употреблении одной и той же пищи не просто снижает желание ребенка попробовать новые продукты, но и провоцирует возникновение нежелательного поведения во время приема пищи. Плюс дополнительные проблемы с социальной коммуникацией также усложняют процесс, так как наши «неешки и малоежки», скорей всего, не будут копировать действия других членов семьи, моделирующих употребление разных видов продуктов.
Конечно, мы все знаем о пользе фруктов и овощей для здоровья наших детей, именно поэтому увеличение разнообразия рациона имеет огромное значение для них, а также огромные преимущества для нас - родителей.
Во-первых, не будем лукавить, что нам, родителям, легче, если ребенок ест все. Ну, нет макарошек-буковок, сварим спагетти, нет яблочного сока с белочкой на упаковке, купим с медвежонком! Во-вторых, когда дети учатся есть новые продукты, они учатся толерантно относиться к изменениям, что может помочь им меньше настаивать на однообразии и сделать их более открытыми для нового опыта. Кроме того, усилия по увеличению разнообразия рациона включают обучение ребенка следовать указаниям. И, в-третьих, что не менее важно, это позволяет родителям отрабатывать навыки давать инструкции, хвалить и игнорировать нежелательное поведение.
На самом начальном этапе, развитие новых предпочтений в еде требует только одного: регулярности и интенсивности. Но начинаем процедуру мы с предоставления малююююсенького кусочка, практически крошечки в течение нескольких дней (или недель) постепенно увеличивая размер кусочка вводимой пищи. И, конечно, же предоставляем положительное подкрепление после того, как ребенок попробовал новый для него продукт.
Также, дорогие наши родители, не забывайте и о коррекции нежелательно поведения во время приема пищи! Безусловно, бывает трудно намеренно игнорировать поведение ребенка после того, как Вы потратили кучу времени на дизайнерское оформление тарелок с только что сваренной кашей, украшенной ягодами и вареньем, а Ваш ребенок кричит, у него истерика, и он отказывается есть то, что ему дают. Однако не стоит отвечать тем же, ведь это позволяет именно Вам, а не Вашему ребенку, «руководить» ситуацией во время приемов пищи. Игнорирование нежелательных поведений в конечном итоге приведет к их снижению, но с Вашей стороны потребуется немного терпения.
И еще использование визуальных опор также способствует развитию самостоятельности и уменьшению поведенческих проблем, связанных с приемом пищи, например, планшетка «Сначала – потом!»
В нашем видеопримере наша «девочка-неешка» учится есть пюре. Рассмотрим поэтапно, что мы сделали, что она стала есть вкусное полезное яблочное пюре сама?
В самом начале видно, как наша девочка противится и буквально вскакивает со своего места! А ложку ко рту подносит с физической подсказкой!
Как описано ранее, мы начинаем с небольшой порции (пол-чайной ложечки) и используем планшетку «Сначала пюре -потом Бьянка (мультик)» и мультик в качестве положительного подкрепления.
Далее видно, как сначала подкрепление предоставляется после двух ложек, а далее после десяти! Это ли не успех для ребенка, который выскакивал из-за стола при виде пюре?
Поэтому, дорогие наши родители, хотя избирательное пищевое поведение широко распространено среди наших детей, хорошая новость в том, что эту проблему можно решить путем целенаправленных, индивидуально подобранных вмешательств и их последовательного применения. Несмотря на это, помните, что успех конкретного вмешательства в пищевое поведение одного ребенка не позволяет предсказать успех применения того же самого вмешательства в случае другого ребенка! Поэтому давайте работать вместе!
С таким запросом к нам часто обращаются родители «неешек» и «малоежек».
Ограниченное поведение во время приемов пищи проявляется, начиная с употребления всего лишь нескольких пищевых продуктов («Ой, ест только нагетсы и макароны-буковки!») и, продолжая определенными ритуалами во время приемов пищи («Ест только из тарелки с зайчиком! Но у нас ведь есть и с ежиком и с собачкой! Но, если нет зайчика, то все! Истерика!»
К сожалению, зачастую наша родительская настойчивость в употреблении одной и той же пищи не просто снижает желание ребенка попробовать новые продукты, но и провоцирует возникновение нежелательного поведения во время приема пищи. Плюс дополнительные проблемы с социальной коммуникацией также усложняют процесс, так как наши «неешки и малоежки», скорей всего, не будут копировать действия других членов семьи, моделирующих употребление разных видов продуктов.
Конечно, мы все знаем о пользе фруктов и овощей для здоровья наших детей, именно поэтому увеличение разнообразия рациона имеет огромное значение для них, а также огромные преимущества для нас - родителей.
Во-первых, не будем лукавить, что нам, родителям, легче, если ребенок ест все. Ну, нет макарошек-буковок, сварим спагетти, нет яблочного сока с белочкой на упаковке, купим с медвежонком! Во-вторых, когда дети учатся есть новые продукты, они учатся толерантно относиться к изменениям, что может помочь им меньше настаивать на однообразии и сделать их более открытыми для нового опыта. Кроме того, усилия по увеличению разнообразия рациона включают обучение ребенка следовать указаниям. И, в-третьих, что не менее важно, это позволяет родителям отрабатывать навыки давать инструкции, хвалить и игнорировать нежелательное поведение.
На самом начальном этапе, развитие новых предпочтений в еде требует только одного: регулярности и интенсивности. Но начинаем процедуру мы с предоставления малююююсенького кусочка, практически крошечки в течение нескольких дней (или недель) постепенно увеличивая размер кусочка вводимой пищи. И, конечно, же предоставляем положительное подкрепление после того, как ребенок попробовал новый для него продукт.
Также, дорогие наши родители, не забывайте и о коррекции нежелательно поведения во время приема пищи! Безусловно, бывает трудно намеренно игнорировать поведение ребенка после того, как Вы потратили кучу времени на дизайнерское оформление тарелок с только что сваренной кашей, украшенной ягодами и вареньем, а Ваш ребенок кричит, у него истерика, и он отказывается есть то, что ему дают. Однако не стоит отвечать тем же, ведь это позволяет именно Вам, а не Вашему ребенку, «руководить» ситуацией во время приемов пищи. Игнорирование нежелательных поведений в конечном итоге приведет к их снижению, но с Вашей стороны потребуется немного терпения.
И еще использование визуальных опор также способствует развитию самостоятельности и уменьшению поведенческих проблем, связанных с приемом пищи, например, планшетка «Сначала – потом!»
В нашем видеопримере наша «девочка-неешка» учится есть пюре. Рассмотрим поэтапно, что мы сделали, что она стала есть вкусное полезное яблочное пюре сама?
В самом начале видно, как наша девочка противится и буквально вскакивает со своего места! А ложку ко рту подносит с физической подсказкой!
Как описано ранее, мы начинаем с небольшой порции (пол-чайной ложечки) и используем планшетку «Сначала пюре -потом Бьянка (мультик)» и мультик в качестве положительного подкрепления.
Далее видно, как сначала подкрепление предоставляется после двух ложек, а далее после десяти! Это ли не успех для ребенка, который выскакивал из-за стола при виде пюре?
Поэтому, дорогие наши родители, хотя избирательное пищевое поведение широко распространено среди наших детей, хорошая новость в том, что эту проблему можно решить путем целенаправленных, индивидуально подобранных вмешательств и их последовательного применения. Несмотря на это, помните, что успех конкретного вмешательства в пищевое поведение одного ребенка не позволяет предсказать успех применения того же самого вмешательства в случае другого ребенка! Поэтому давайте работать вместе!