События

Интервью с руководителем центра «НаАБАрдаж»‎

Расстройство аутистического спектра – группа нарушений, характеризующихся сложностью коммуникации, дефицитом тех или иных социальных навыков, трудностями в распознавании собственных и чужих эмоций. Варианты проявления РАС многогранны. Однако подозрения родителей о диагнозе ребёнка появляются достаточно рано: в период от восьми месяцев до двух лет.

Несмотря на то, что в современном мире множество информации об аутизме, многие родители воспринимают диагноз как приговор. Иногда, стараясь не замечать странностей в поведении ребёнка, родители теряют время, необходимое для реабилитации. В то же время родители, которые готовы принять реальность и начать действовать, теряются в обилии разнообразной информации и количестве методов, корректирующих поведение.

Необходимо знать и помнить, что на сегодняшний день единственным доказательным методом, включённым в рекомендации Минздрава (https://drive.google.com/file/d/1r3-duynm_aKfJOJbGrRj..), является АВА-терапия.

Сегодня мы общаемся с директором центра «На АБАрдаж» Евгенией Пилипенко и узнаем, с какими сложностями сталкиваются дети и родители, насколько эффективна АВА-терапия и какие проблемы продолжают быть актуальными для тех, чьим детям был диагностирован аутизм.

– Евгения, здравствуйте! Ранее мы уже с вами общались о центре коррекции поведения «На АБАрдаж». И всё же давайте поговорим о его создании: что вас к этому подтолкнуло?

– Да, действительно, у нас уже было с вами интервью в журнале (Russian Business Guide «Частное образование». – Прим. ред.). Но я с удовольствием расскажу историю нашего центра.

Дело в том, что по образованию я клинический психолог. Это та специализация, которая может стать хорошим подспорьем в вопросе диагностики аутизма, понимания психических процессов и природы нарушений. Но лично мне довелось, фигурально выражаясь, оказаться по другую сторону баррикад. Я сама – мама особенного ребёнка. Благодаря АВА странности в поведении моего сына перестали быть заметными окружающим к его пятилетию. Нам удалось успешно провести коррекционную работу, в которую я окунулась с головой, ведь собственных знаний, да и действующей информации в нашей стране на тот период оказалось недостаточно.

Позже ко мне стали обращаться другие родители за рекомендациями. Да и просто даже с обычными, казалось бы, диалогами об аутизме. Причём многие из них находились на стадии отрицания или уже совершали неверные шаги в поисках методов вмешательства – об этом поговорим чуть позже. Так и возникла идея создать собственный центр. На тот момент полученных знаний и опыта было достаточно, чтобы помочь другим деткам и их родителям. А доказательством того, что методика рабочая, стал собственный результат.

– Скажите, почему ваш выбор остановился на АВА-терапии? Ведь это не единственный метод коррекции, а как раз в отношении АВА-терапии часто звучит такое страшное слово, как дрессировка…

– Человек может совершить множество разных поступков и принять дюжину сомнительных решений, но старается быть предельно осторожным, когда это касается собственного ребёнка. Принимаемые решения сильно влияют на жизнь и здоровье наших чад. Поэтому здесь необходимо действовать по принципу «Семь раз отмерь, один раз отрежь». В период поиска информации и методов меня интересовали исключительно доказательные методики. В отличие от остальных, АВА-терапия – единственно доказанная. Поэтому сомнений не было. За знаниями я отправилась за границу, периодически приезжала на семинары и со своим сыном. На кон были поставлено всё свободное время, была огромная мотивация и желание помочь своему ребёнку.

Каковы проявления аутизма? От отсутствия указательного жеста до отсутствия речи, отказа от сотрудничества, нежелательного или несформированного социального поведения. Традиционные методы воспитания здесь просто невозможно применить. Не буду скрывать, что многие родители при таких проявлениях испытывают тревогу, неуверенность в себе, осознают собственное бессилие – всё это неблагоприятно как для психологического состояния родителей, так и для самого ребёнка. Можно, конечно, обратиться к врачу с просьбой выписать таблетки. Но только от РАС нет таблетки. Медикаментозная поддержка иногда бывает нужна, но как дополнительная мера, чтобы провести комплексную реабилитацию. Про экспериментальные методы вообще говорить не хотелось бы. Немного огорчает тот факт, что иногда родители идут по, как им кажется, лёгкому пути. Не стоит забывать: это эксперимент! В итоге возвращаются к нам, но с дополнительными проблемами: от психомоторного возбуждения до эпилепсии. И пусть так бывает не всегда, но в эксперименте всегда есть риск. АВА-терапия – это неинвазивный метод, это занятия, которые ещё никому не нанесли вреда. И ещё очень важный момент! Все родители наказывают своих детей, независимо от того, с РАС они или нет. Если исходить из определённой логики, тогда и наказание – тоже «дрессировка». Сделал что-то плохое – последовало наказание. Хуже, когда это девиантные формы воспитания: крик, физическое воздействие. В любом случае наказание – это система, направленная на блокировку нежелательного поведения. Детки с РАС испытывают сложность с коммуникативной функцией, и им нужно показать, как НАДО действовать в тех или иных условиях. Что же предлагает АВА? Мы заменяем нежелательное поведение на желаемое и хвалим, поощряем выработку тех или иных навыков улыбкой, вкусняшками.

Дрессируют животных, которые выполняют несвойственные им команды и без которых в дикой природе они прекрасно бы обошлись. А может ли человек прожить без коммуникации, без речи, без просьб, обращений, без сотрудничества с другими людьми? Нет! Если и это не убедило ваших читателей, то я задам лишь один вопрос: «Почему наказывать, а тем более кричать на ребёнка – это приемлемая норма, а поощрять за хорошее поведение и развитие дефицитарных навыков – это дрессировка?»

Я всегда болезненно реагирую на такие острые, лишённые основания высказывания отнюдь не потому, что отстаиваю честь своего центра, а поскольку такое стереотипное мнение, к сожалению, может влиять на решения других родителей относительно АВА-терапии. «Детских проблем не бывает, бывают ошибки взрослых» – слышали эту фразу? Она прекрасно описывает такую ситуацию.

Хотела бы ещё поблагодарить неврологов Одинцовского городского округа, которые при подозрении на РАС или диагностированном аутизме рекомендуют обратиться к нам. Так тоже было не всегда. Рекомендации врачей строятся опять же на доказательном уровне: они осматривали детей на первичном приёме, а потом – после занятий в центре, собственными глазами видели и могли оценить результат.

Важно популяризовать всю информацию об аутизме, чтобы все родители услышали об АВА, как можно быстрее приняли мысль о нарушениях у своих детей и начали действовать не во вред собственным малышам, опирались на доказательные практики и знали, что аутизм – не приговор. Для этих целей мы активно развиваем социальные сети, где выкладываем много нужной и полезной информации.

– Евгения, как проявляются первые симптомы РАС, которые должны как минимум насторожить родителей?

– Каждый ребёнок – самый лучший для своего родителя. Однако есть тревожные звоночки, связанные с развитием ребёнка, на которые стоит обратить пристальное внимание:

· нет указательного жеста, который формируется к восьми месяцам – году;

· нет отклика на имя в 8-11 месяцев.

Бывает и по-другому.

В 1,2-1,4 ребёнок начинает использовать указательный жест, улыбается маме, озвучивает, как едет машина, как лает собака, делится эмоциями. Но вдруг происходит остановка: ребёнок не говорит то, что говорил ранее, не использует указательный жест. Либо к данному возрасту навыки не формируются.

Любой «откат» (ребёнок говорил несколько слов и перестал говорить, был указательный жест и исчез) должен насторожить. При этом стоит помнить: «рассвет» РАС происходит в возрасте от одного года до двух лет.

В первую очередь необходимо исключить лор-патологию, пройти невролога, окулиста и других специалистов, которые исключат другие заболевания и нарушения.

– В каком возрасте наиболее актуально начать проходить АВА-терапию?

– АВА – это наука, раздел психологии. Прийти в терапию никогда не поздно. Метод абсолютно универсален и подходит как взрослым, так и детям. Но чем раньше начнёте заниматься, тем более эффективным будет результат. Для малышей от восьми месяцев мы используем Денверскую модель раннего вмешательства. Базируется она также на поведенческих принципах, но в естественных условиях, в игре, без использования учебной обстановки. Сессии могут проходить на ковре или даже в бассейне с шариками.

Поведенческая терапия нацелена на то, чтобы сформировать навык ребёнка, который, в силу каких-либо обстоятельств, не сформировался от природы, или на то, чтобы убрать какой-либо вид ненужного поведения. Иными словами, мы меняем нежелательную форму поведения на желаемую.

Немаловажно активировать и сенсорные процессы. Помимо дефицита тех или иных навыков либо их отсутствия, существуют и сенсорные функции, которые также могут быть нарушены как в сторону гипофункции, так и в сторону гиперфункции. Например, малыш слишком брезглив, а может, он постоянно кружится, ищет ощущений либо не любит надевать одежду из шерсти, шапки и водолазки. Возможно, он не чувствует своё тело до такой степени, что не распознаёт позывов к посещению туалета. Всё это проявление сенсорных нарушений. Для коррекции таковых мы используем направление адаптивного спорта и сенсорной интеграции, которая проводится в центре в комплексе с поведенческой терапией.

Подготовила Виктория Лукьянова
Made on
Tilda