Что такое стереотипное поведение и как с ним бороться?

Стереотипия – это устойчивое бесцельное повторение движений слов или фраз.

Чаще всего стереотипия проявляется как:
- Перебирание пальцами
- Хождение на носочках
- Раскачивания
- Хлопки в ладоши
- Прыжки

Наиболее эмоциональные проявления стереотипии выражаются в ударах головой о твердые предметы или ударах предметов по голове, криках. Встречаются и экзотические варианты: кручение предметов, копирование звуков (например, копирование звуковых уведомлений на телефон).

КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ ПРИ НАБЛЮДЕНИИ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Не стоит эмоционально реагировать на действия ребенка, но задать себе вопрос о том, какую потребность испытывает ребенок, какие потребности пытается удовлетворить и что хочет донести до окружающего мира

Стереотипия – это не отдельный самостоятельный процесс, но симптом того или иного нарушения. Поэтому и подход к решению проблемы должен быть комплексным: помочь ребенку лучше ощущать свое тело, научить социальным формам коммуникации, способам преодолжения стресса и техникам саморегуляции.


НЕЛЬЗЯ
- Ругать (часто дети расценивают порицание, как уделяемое им внимание и тогда к функции самостимуляции добавится ещё и привлечение внимания)
- Запрещать (представьте, что вам хочется кушать, а еда под запретом! Вы сделаете все возможное, чтобы ее добыть!) Потребность в самостимуляции - сродни голоду

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ:
- Переключать на другие действия, которые нравятся ребенку или нейтральны, но имеют хоть какой-то смысл
- Заменить одну стереотипию другой , но более социально-приемлемой
- Трансформировать бессмысленную, однообразную деятельность социально-значимой. Например, стучание по столу превратить в игру на барабанах
- Обращение к специалисту по сенсорной интеграции

И ПОМНИТЕ: чем шире мотивационная сфера ребёнка, его кругозор и сфера интересов, тем меньше стереотипного поведения он будет проявлять

Made on
Tilda