Кто же такие люди с РАС ? (Расстройство Аутистического Спектра)

Использование слова «спектр» не случайно. По всем отслеживаемым параметрам РАС проявляется крайне разнообразно. С точки зрения интеллекта РАС может диагностироваться не только у людей с умственной отсталостью, но и у интеллектуально одаренных.

С точки зрения наличия разного рода способностей встречаются описания исключительно способных людей, которые демонстрировали выдающиеся достижения в самых разных сферах искусства или науки. С точки зрения социального взаимодействия некоторые люди с РАС избегают социального взаимодействия или не способны в него включаться, при этом известны случаи, когда люди с РАС постоянно находятся в социальном взаимодействии, пытаются включиться в него всеми возможными способами, но делают это неадекватно.

Оценивая уровень развития коммуникативных навыков, можно выделить людей
с высокофункциональным аутизмом, вербальный интеллект которых развит очень хорошо, они производят огромное количество вербальной продукции, но при этом соответствуют другим диагностическим категориям РАС.

Некоторые поведенческие проявления РАС характерны для сложного проблемного поведения: есть люди, демонстрирующие агрессию, аутоагрессию (то есть агрессию, направленную на себя), а есть совершенно беспроблемные и очень легко управляемые.

Существует огромный диапазон проявлений, связанных с сенсорными ощущениями, начиная с избегания сенсорной стимуляции и заканчивая постоянным ее поиском. Колоссален разброс моторных проявлений: у большой группы детей с РАС есть сложности как
с грубой, крупной моторикой, так и с мелкой, а есть дети, у которых нет с этим никаких сложностей. Наконец, у детей с РАС встречаются такие проявления мотивации, когда этих детей относительно легко «зацепить» (учитывая их диагноз) и включить в систему социальных ценностей таким образом, что их прогноз и во взрослом состоянии существенно улучшается.

А есть дети, с мотивационной структурой которых работать очень сложно даже для профессионалов. В таких случаях вообще отсутствует возможность войти в мир ребенка: он настолько изолирован и мотивационно недостижим для социального мира, что прогноз для таких детей часто достаточно сложный и нерадостный.

Внутри спектра количество индивидуальных особенностей настолько велико, что часто групповые различия между людьми с РАС и нормотипичными людьми являются по своей статистической величине меньше, чем между людьми внутри спектра. Поэтому очень важно дифференцировать человека, несущего диагноз, от самого диагноза!

Ни в коем случае нельзя называть людей с РАС «аутистами».
Нужно относиться к ним с пониманием независимости индивидуальности человека от его диагноза и называть их «людьми (или детьми) с расстройствами аутистического спектра (РАС)».

Выдержка из статьи:

Лаборатория междисциплинарных исследований развития человека Санкт-Петербургского государственного университета
Елена Григоренко
Made on
Tilda