PECS- это навсегда?
«Мой ребенок всю жизнь будет пользоваться карточками?»
- с ужасом задаются вопросом родители.
Многие дети с различными проблемами в общении испытывают трудности в использовании речи. Система альтернативной коммуникации PECS прежде всего развивает коммуникативные навыки, а не заменяет речь. Мы используем эту систему как дополнительное средство коммуникации, а не заменяющее её.
Наша главная цель - развитие вербальной речи. Однако, детям, которые не могут говорить, остаётся только использовать поведение для выражения своих потребностей и желаний. К сожалению, такой способ коммуникации может приводить к нежелательному поведению (истерики, полевое поведение, агрессия). Наши дети не могут сказать "нет", "не хочу", "не буду", "дай мне" и т.д. Они вынуждены использовать своё поведение для передачи информации.
Система PECS позволяет ребёнку выражать свои просьбы в социально приемлемой форме, без нежелательных поведенческих проявлений. Она также учит инициативе. Отвечая на вопрос родителей, хочется отметить, что использование карточек или системы PECS не означает, что ребенок будет зависеть от них на всю жизнь.
Но, это ещё не всё. PECS учит детей комментировать происходящие события и многие предложения по системе выглядят как «я вижу….», «я слышу….», «я чувствую запах…» и важное предложение «болит….»
Для многих детей с ментальными нарушениями использование карточек или альтернативных средств коммуникации является первым шагом в обучении. Мы учим использовать карточки для выражения своих желаний и потребностей исключительно на начальном этапе. В то же время, мы продолжаем работать над развитием их вербальной речи и создаем ситуации, в которых они могли бы практиковаться в использовании слов и фраз. Мы стараемся максимально поддерживать их усилия, чтобы они постепенно смогли полностью общаться с окружающими с помощью слов и предложений. Но для этого окружающие взрослые должны создавать подходящую обстановку, способствующую использованию речи, а также помогать своему ребенку в закреплении выученных навыков в реальных жизненных ситуациях.