Шаг 4: Использование силы выбора

Что делать: Предложите ребенку выбор: «Надеть синюю кофту или красную?», «Сначала шапку, потом варежки, или наоборот?».

Важное из АВА!!! Предоставление выбора — это стратегия предотвращения проблемного поведения. Она дает ребенку чувство контроля, что значительно снижает вероятность сопротивления.

Шаг 5: Социальная история

Что делать: Напишите короткую историю от лица ребенка с фотографиями или рисунками. Например: «Иногда на улице холодно. Когда холодно, я надеваю теплую куртку. Куртка согревает меня. Мама радуется, когда мне тепло. Потом мы можем гулять и играть».

Важное из АВА!!! Социальные истории помогают объяснить правило и смысл требования, который часто непонятен детям с РАС.

Шаг 6: Реакция на отказ (если он случился)

Что делать: Сохраняйте спокойствие. Не настаивайте и не форсируйте события (не применяйте силу). Это усилит негативные ассоциации. Скажите: «Я вижу, тебе сложно. Давай попробуем надеть вот эту кофту» или «Хорошо, давай сделаем перерыв».

Важное из АВА!!!
Избегайте непреднамеренного подкрепления истерики. Если вы уступите и не пойдете гулять после плача, вы подкрепите плач. Лучше отвлеките, предложите альтернативу и вернитесь к шагу, который ребенок точно может выполнить.

Важно:
Будьте терпеливы. Процесс привыкания может занять дни и даже недели. Вы не просто одеваете ребенка — вы помогаете его нервной системе адаптироваться к сложному миру. Хвалите за малейшие успехи! Вы — его проводник и опора.

Протокол: Помощь ребенку с РАС в переходе на теплую одежду

Цель: Сформировать позитивное принятие ребенком необходимости носить теплую одежду в холодное время года, минимизируя стресс и сопротивление.

Материалы: Любимые поощрения ребенка (игрушка, гаджет, лакомство, похвала), новая теплая одежда (желательно нескольких вариантов на выбор), таймер, визуальное расписание.

Шаг 1: Подготовка и выбор «правильного» стимула (одежды)

Что делать: Прежде чем начинать обучение, проанализируйте, какая именно одежда вызывает протест. Купите 2-3 варианта разных фасонов (например, куртка на мембране вместо пуховика, свитер без горла, мягкая безворсовая подкладка).

Важное из АВА!!! Используйте стимульный контроль. Мы меняем сам стимул (одежду), чтобы он изначально был менее аверсивным (неприятным). Дайте ребенку потрогать ткани, приложить к щеке. Выберите ту, которая вызывает наименьшее сопротивление.

Шаг 2: Систематическая десенсибилизация (Постепенное привыкание)

Что делать: Не требуйте надеть одежду сразу и надолго. Разбейте задачу на мелкие шаги.
Цель — сделать каждый шаг настолько простым, чтобы ребенок мог с ним справиться и получить поощрение.

Протокол применения:
1. Положить куртку на колени на 3 секунды. → Поощрение.
2. Накинуть куртку на плечи на 5 секунд. → Поощрение.
3. Просунуть одну руку в рукав. → Поощрение.
4. Просунуть вторую руку. → Поощрение.
5. Застегнуть одну молнию. → Поощрение.
6. Походить в куртке по дому 1 минуту. → Поощрение.

Важное из АВА!!!
Это называется формирование поведения (shaping). Мы подкрепляем каждое приближение к цели. Если на каком-то шаге возникает протест — вернитесь на шаг назад. Двигайтесь в темпе ребенка.

Шаг 3: Связь с рутиной и визуальная поддержка
Что делать: Создайте визуальное расписание (последовательность картинок): «гуляем» → «надеваем куртку» → «идем на улицу» → «катаемся с горки».

Важное из АВА!!!
Это визуальная поддержка, которая делает непонятное требование предсказуемым. Она снижает тревожность, вызванную нарушением стереотипа, и напоминает о приятном поощрении (прогулке) после выполнения требования.

Вместе с веселым началом учебного года, наступает и холодное время года! И часто проблемой является невозможность надеть на ребенка шапку, куртку и другую тёплую одежду.
Что делать?

И почему это происходит?
Давайте разбираться…

  1. Отказ часто связан с гиперчувствительностью к тактильным ощущениям. Ткань может казаться колючей, швы — давящими, а многослойность — невыносимой.
  2. Смена гардероба также нарушает сложившийся стереотип (рутину), что является ключевой трудностью при РАС.

Методы АВА позволяют мягко изменить реакцию на раздражитель и создать новый, позитивный стереотип.

Невозможно надеть на ребенка теплую одежду?

Made on
Tilda