Деликатная тема: МАСТУРБАЦИЯ!
как мягко направлять естественное поведение ребенка с РАС

Протокол коррекции поведения: Мастурбация у малышей с РАС

Важное примечание:
Реализация любого плана коррекции поведения должна проводиться под курацией АВА специалиста и после консультации с педиатром для исключения медицинских причин.

Мастурбация в раннем детском возрасте (2-5 лет) является нормальным этапом изучения собственного тела. Однако у детей с РАС это поведение может стать повторяющимся, навязчивым, социально неприемлемым (например, в общественных местах) и мешающим обучению и социализации.

1 этап: Возможные причины (Функции поведения):

1.Сенсорная стимуляция (Автоматическое подкрепление):
Ребенок может искать определенные ощущения (проприоцептивные, тактильные, вестибулярные) для саморегуляции. Это наиболее частая причина. Сниженная чувствительность в области гениталий может заставлять ребенка использовать более интенсивную стимуляцию для получения ощущений. Поведение может служить успокаивающим механизмом в состоянии перевозбуждения или дискомфорта.

2.Привлечение внимания
Ребенок может заметить, что такое поведение вызывает сильную реакцию у взрослых (окрики, ругань, объяснения), что может непреднамеренно подкреплять его.

3.Поведение может использоваться как способ избежать нежелательного занятия или учебной задачи.
Родитель/терапевт может отвлечься на коррекцию поведения и прекратить предъявлять требования.

4.Медицинские причины
Зуд, раздражение, инфекции мочевыводящих путей, запоры, тесная одежда или опрелости.

2 этап: Сбор данных и анализ

Прежде чем вмешиваться, необходимо провести функциональную оценку поведения.

  • A (антецедент): Что происходит до поведения? (Среда, время дня, деятельность, эмоциональное состояние ребенка).
  • B (поведение): Само поведение — точное описание (как, как долго, с какой интенсивностью).
  • C (последствие): Что происходит после поведения? (Реакция взрослых, прекращается ли требование, ребенок получает желаемый предмет?).

Например:
Ребенок сидит на групповом занятии (A), начинает трогать свои гениталии (B), учительница подходит и шепотом говорит ему перестать, отводя в сторону (C — внимание).

Гипотеза: поведение служит для привлечения внимания в среде, где его не хватает.

3 этап: Стратегии коррекции на основе ABA и сенсорной интеграции

Вмешательство должно быть комплексным и проактивным (направленным на профилактику), а не только реактивным.

1. Исключить любые физиологические причины.
2. Предоставить альтернативную, социально приемлемую сенсорную стимуляцию до того, как возникнет потребность в нежелательном поведении.

1. Сенсорные стратегии

Проприоцептивные занятия: Тяжелая работа, которая успокаивает нервную систему: ношение тяжелых книг, толкание тележки, прыжки на батуте, крепкие объятия ("сэндвич" из подушек), жевательные стиммы (жевательные трубки).
Вестибулярные занятия:
Раскачивание на качелях, вращение, кувырки.

Тактильные занятия:
Игры с сенсорными коробками (кинетический песок, крупы), игра с тестом, пальчиковые краски, ношение утяжеленного жилета/одеяла.

2. Стратегии в АВА

1. Перенаправление (если функция — внимание): Спокойно и без эмоций перенаправьте руки ребенка на альтернативное занятие (например, дайте ему в руки мяч или игрушку-спиннер). После перенаправления немедленно похвалите за соответствующее поведение.

2. Перенаправление на альтернативное поведение:
Это ключевая стратегия. Предложите поведение, несовместимое с мастурбацией. Например: "Давай поиграем в ловлю мяча!" (занятие, требующее обеих рук).

3. Обеспечение "перерыва" для уединения:
Если ребенок ищет уединения для самостимуляции, можно научить его просить "перерыв в ванной/спальне". Отведите его в уединенное место, дождитесь завершения поведения (если оно уже началось), а затем вернитесь к деятельности. Это не наказание, а предоставление возможности удовлетворить потребность социально приемлемым способом.

4. Создайте простую социальную историю, которая объясняет, что касаться интимных мест можно только в уединении (например, в спальне или ванной). Используйте картинки. Обсуждайте понятия "публичное" и "частное".

5. Коррекция без эмоций:
Если поведение происходит публично, используйте нейтральный, короткий сигнал ("руки на стол", "займись делом") и немедленно перенаправьте. Избегайте длинных лекций, стыда или крика.

4 этап: Обучение альтернативным навыкам

Обучение распознаванию эмоций и состояний тела:
Помогайте ребенку понимать, когда он скучает, тревожится или перевозбужден. Используйте шкалы эмоций ("Какой ты сейчас? Спокойный? Взволнованный?"). Тут отлично подойдет метод «светофора эмоций»

Если поведение служит для привлечения внимания или отказа от заданий, научите ребенка альтернативному способу сообщить о своей потребности. Например, использовать PECS-карточку "перерыв" или "обнять", чтобы попросить внимания или отдыха от задания.

Обучение саморегуляции:
Научите ребенка использовать свои "сенсорные инструменты" самостоятельно (например, попросить покачаться или взять тяжелую игрушку, когда он чувствует беспокойство).

5 этап: Обобщение и поддержание

Все взрослые в окружении ребенка должны использовать единый подход и одинаковые стратегии реагирования.

Постепенное обобщение:
Сначала поведение может корректироваться только дома, затем стратегии переносятся в другие среды (сад, общественные места).

Поощрение соответствующего поведения:
Щедро хвалите и поощряйте ребенка, когда он использует альтернативные занятия или просит перерыв для уединения

Борьба только с самим поведением без предоставления альтернативы обречена на провал. Изменение поведения требует времени. Данные нужно собирать постоянно, чтобы оценивать эффективность вмешательства и при необходимости корректировать подход.

Этот протокол представляет собой дорожную карту для разработки индивидуального плана поведения. У каждого ребенка с РАС свои уникальные потребности, поэтому план должен быть персонализирован на основе данных функциональной оценки.
Реализация плана должна быть под контролем у Вашего АВА куратора.

Дорогие мамы, сегодня хочется поговорить на очень тонкую и сокровенную тему, которая часто вызывает смущение и тревогу. Речь о проявлениях детской мастурбации у наших особенных детей.

Прежде всего, давайте примем как факт: это абсолютно естественная часть познания собственного тела для любого ребенка. Дети с аутизмом исследуют мир так же, но их могут отличать две ключевые вещи:

1.Отсутствие понимания социальных норм.
Они могут не осознавать, что это интимное поведение, которое уместно только наедине с собой, а не в общественном месте или гостиной.
2.Сенсорная особенность.
Иногда такое поведение может быть не столько сексуальным интересом, сколько способом саморегуляции: снять тревогу, справиться со скукой или перегрузкой, получить привычные ощущения.

Именно эти два аспекта превращают естественный процесс в поведение, которое может мешать социализации и вызывать непонимание со стороны окружающих. Наша задача как родителей — не ругать и не запрещать (это может вызвать только всплеск тревоги и непонимания), а мягко и корректно научить ребенка социально приемлемым нормам.

Почему здесь важен АВА специалист

Обращение к специалисту по прикладному анализу поведения (АВА-терапии) в этом случае — это не про «исправление» чего-то плохого. Это про поиск причины и разработку индивидуальной стратегии помощи.

Дорогие мамы, если вы столкнулись с этой ситуацией, пожалуйста, помните:

1. Вы не одни. Это очень распространенный запрос в коррекционной практике.
2. Ваш ребенок не «плохой».
Он просто не знает правил, которым нужно его научить.
3. Обращение за помощью к АВА — это мудрый и любящий шаг. Это не стыдно, а необходимо для гармоничного развития и будущей социализации вашего ребенка.

Не оставайтесь наедине со своими переживаниями. Деликатная помощь специалиста может решить эту задачу с пониманием и заботой о благополучии вашего ребенка.

Made on
Tilda