Большинству кажется, что научиться говорить – это легко, но не у всех формирование речи происходит гладко.
Нарушения речи тормозят развитие ребёнка, угнетают его психику и ведут к возникновению различных отклонений в его поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Работа логопеда эффективна только в том случае, если она построена на фундаменте медицинских и психолого-педагогических знаний. Вместе с тем, в силу специфики своей деятельности, логопед должен знать и уметь использовать специальные приёмы общения, способствующие налаживанию и поддержанию контакта с ребёнком и его родителями
Логопед — это речевой тренер.
Этими проблемами, в настоящее время, занимаются специалисты – миофункциональные логопеды или миофункциональные терапевты.
Профессия логопед говорит сама за себя. Логопед — это педагог, занимающийся коррекцией и развитием речи, однако….
Давайте разберемся так же кто же такой, этот миофункциональный логопед, откуда взялось это понятие и для чего он нужен?
Современные эффективные средства позволяют бороться с проблемами миофункциональных нарушений. Очень часто логопед является первым специалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами – это происходит потому, что нарушения речи является самым заметным и значимым аспектом развития ребёнка для родителей и преподавателей.
При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребёнку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений, как комплексную проблему, а не только как речевую.
Нередко здесь может потребоваться консультация и других специалистов, например, отоларинголога или стоматолога.
Орофациальная миология, известная как миофункциональная терапия челюстно-лицевой области в логопедии, развиваясь в течение многих лет, была, кроме всего прочего, направлена на повышение информированности общества о различных проблемах, которыми занимались в основном логопеды. В настоящее время существует доказательная научная база, подтверждающая, что координация усилий и совместная работа логопедов, ортодонтов, детских неврологов и Лор врачей, дают наиболее эффективные результаты именно при междисциплинарном превентивном подходе к решению проблем орофациальных дисфункций в детском возрасте.
МФЛ проводит диагностику, коррекцию миофункциональных нарушений, логопедический или лого-фасциальный массажи, занимаемся логоритмикой, артикуляционной гимнастикой, работой по коррекции дыхания, глотания и жевания и многими другими методами работы. Разберемся более детально, что же это за методы работы.
Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков. Он проводится с использованием специальных приспособлений (зондов) или пальцев.
Лого-фасциальный массаж— это метод, который представляет собой прямое контактное воздействие на поверхностные и глубокие структуры организма с помощью рук. Цель этого массажа — коррекция речевой функции через фасциальную систему организма, улучшение, восстановление, нормализация и гармонизация работы костно-мышечной системы.
Логоритмика — это комплекс специальных упражнений и игр, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач на основе сочетания движения, слова и музыки. Она помогает устранить речевые нарушения, развить музыкальный слух, координацию и речь ребёнка.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для правильного произношения того или иного звука. Работа проводится с так называемым артикуляционным аппаратом, в который входят органы, имеющие мускулатуру: язык, губы и мимические мышцы.
Коррекция дыхания необходима потому, что при неправильном дыхании, мозг не получает достаточного кислорода, это отражается на работе всех без исключения системах организма, включая мозг
Таким образом, миофункциональный логопед занимается диагностикой и коррекцией миофункциональных нарушений, влияющих на орофациальные функции, такие как речь, глотание и дыхание. Нарушения могут включать неправильное положение языка, губ и мышц лица, а также неправильное глотание.
Одна из главных целей – повышение осведомленности смежных профессиональных сообществ, привлечение внимания самых различных специалистов к этой проблеме с целью предотвращения развития орофациальных дисфункций у детей.
Каждый год День 17 февраля МДОМН посвящён одному из важных аспектов миофункциональной коррекции.
В наступившем году основная проблематика диспутов - это дыхание:
«Знаете ли вы, как правильно дышать?»
Все специалисты в области орофациальной миологии вовлечены в глобальную инициативу с привлечением различных специалистов медицинского профиля, цель которых – предупреждение и снижение респираторных проблем (правильное формирование носового дыхания, проблемы обструктивного апноэ сна, храпа и т.д.), что благотворно отразится на здоровье миллионов людей во всем мире.
С 1991 в помощь специалистам по миофункциональной коррекции компанией Myofunctional Research Co. (Австралия) были разработаны и начали производиться устройства для миофункциональной коррекции, которые позволяют путём ре-тренинга периоральной мускулатуры и языка при неправильных паттернах дыхания, глотания, жевания и артикуляции устранить негативное влияние мягких тканей на формирование зубочелюстно-лицевой системы, что способствует её гармоничному развитию у детей и стабилизации результатам лечения у взрослых пациентов.
В области орофациальной миологии логопеды начали работать в ряде стран с 1970 года, после опубликования ряда книг и научных статей, посвященных этим проблемам. Кроме того, появились группы логопедов и других специалистов, заинтересованных в подробном анализе и глубоком изучении функций стоматогнатической системы. Таким образом, в 1972 году в Соединенных Штатах Америки, появилась Международная Ассоциация Орофациальной Миологии (IAOM), а также первая ассоциация, объединяющая логопедов, которые прошли обучение в области орофациальной миологии, а с 1975 году стал выпускаться Международный журнал, посвящённый вопросам орофациальной миологии (IJOM), где публикуются специальные научные исследования в данной области.
В 2014 году 26 июня в Перу, в городе Лима, прошла встреча учёных, посвященная проблемам орофациальной миологии, на которой по инициативе доктора Ирэн Марчесан, директора Sociedade Brasileira de Fonoaudiologia (SBFa), академическим сообществом был установлен Международный день ОРОФАЦИАЛЬНЫХ И МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАУК, который празднуется каждый год 17 февраля , при поддержке директора Sociedade Portuguesa de Terapia da Fala (SPTF) Рикардо Сантос, и Франклин Сусанибар, директора Comunidad de Motricidad Orofacial Latinoamericana (CMOL) . В этой встрече участвовали представители таких стран, как: Колумбия, Чили, Аргентина, Бразилия, Перу, Эквадор, Панама, Мексика, Америка, Португалия и Испания, где за «круглым столом» академического и научного сообщества создатели и организаторы Международного дня орофациальных и миофункциональных наук представили «Стратегию реализации и достижений орофациальной миологии и миофункциональной терапии». В работе «круглого стола» приняли участие: Antonio Macedo (Перу); Irene Marchesan (Бразилия), Licia Paskay (США), Ana Ilse Arraga (Венесуэла), Ricardo Santos (Португалия); Pia Villanueva (Чили), Norma Chiavaro (Аргентина); Diana Grandi (Испания) и Eliana Rivera (Колумбия).
Применение средств миофункциональной коррекции (МФК) – инновационная технология, направленная на профилактику и исправление произносительных нарушений речи у детей, имеющих вредные привычки в виде ротового дыхания, сосания пальцев, пустышки, а также имеющих предрасположенность к нарушениям развития зубочелюстной системы.
Дополнительное бразование:
Высшее бразование:
Диплом «Голицынский пограничный институт ФСБ РФ», специальность «Психология»
Диплом « Национальная академия дополнительного профессионального образования», специальность «Техники гипноза в психологическом консультировании»
Диплом ООО МУЦ ДПО »Образовательный стандарт», специальность
«Медицинская логопедия»
Курс «Логоритмика при афазии (восстановление моторных функций)», г. Москва
Курс «Логомассаж - метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата», г. Москва
Курс «Тейпирование в практике логопеда, дефектолога и массажиста», г. Москва
Курс «Ортодинамика», г. Москва Член ассоциации специалистов терапевтического тейпирования с 2022 года
Диплом «Московский институт психоанализа», специальность «Логопедия»
Медицинский логопед
Миофункциональный терапевт
центра «На АБАрдаж»
Бондаренко У.Н.
Создание Международного дня, посвященного миофункциональным и орофациальным наукам – это результат той любви и преданности своему делу всех профессионалов, которые вовлечены в изучение проблем стоматогнатической системы.
Пациенты с орофасиальными нарушениями могут также иметь нарушения глотания и жевания, что пагубно отражается на лицевом каркасе, как визуально, так и в дисбалансе челюстно-лицевых мышц.
Коррекция глотания. В настоящий момент разработана методика работы при нарушении функции глотания, упражнения по этой методике приводят к стабильному результату при регулярном применении, рекомендуется 3-4 раза в день выполнять, например, упражнение прилипала с последующим проглатыванием слюны.
Коррекция жевания. Является одной из важнейших задач при коррекции МФН, используются специальные тренажеры, которые подбираются или даже изготавливаются персонально. Необходимо поместить тренажер (всего их 3 вида) на каждый жевательный зуб и совершать прожевывание тренажера 3-4 раза на каждом жевательном зубе, эти манипуляции проводятся до приема пищи.
Для достижения положительного результата в работе логопеда могут применяться трейнеры и грабберы, вестибулярные пластики и многие другие тренажеры, которые могут использоваться для различных целей.
Миофункциональный логопед использует различные методы лечения, включая миофункциональную терапию, изменение оральных привычек и улучшение дыхательных моделей.
Сюда можно также отнести работу по реабилитации врожденных или приобретенных миофункциональных нарушений, таких как: сосание, жевание, глотание, дыхание и артикуляция.
Миофункциональные нарушения (МФН)- это понижение или повышение тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи).
Это специалист с высшим педагогическим, дефектологическим образованием, который занимается не только выявлением и устранением нарушений речи, но и развитием внимания, мышления, памяти, то есть многих составляющих, необходимых для образовательного процесса.
Миофункциональная терапия в логопедии
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушений речи, выявление их и устранение средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, структуру нарушений речи, систему коррекционной работы.
Цель логопедии – разработка научно обоснованной системы обучения, коррекции, а также профилактика нарушений речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат современные исследования отечественных и зарубежных авторов.
Современная логопедия – это междисциплинарная наука, требующая от практикующего логопеда широкой общей эрудиции и познаний в определенных сферах медицины, педагогики и психологии.
Логопед – это специалист, работающий с людьми, имеющими проблемы в речевом развитии.
Специалист проводит коррекцию и устраняет недостатки речевого развития, стимулирует развитие речи при ее отсутствии или восстанавливает речь в случае ее распада.
Проблемы нарушений речи многообразны и разноплановы, они имеют различные причины возникновения и способы их коррекции. Существуют такие нарушения, при которых нарушения речи происходят из-за орофасциальных дисфункций, это – миофункциональные нарушения.
Логопед. "Лого" - это "слово" по гречески, а "Пед" - ребенок. По английски это называется "Speech therapist", что означает "речевой терапевт".