Десять причин использовать систему PECS при аутизме
Это система коммуникации обменом изображениями или PECS (Picture Exchange Communication System). Cистема обучает детей использовать картинки для просьб, комментариев и описаний, а в конечном итоге и для разговора. PECS способствует развитию устной речи и является ее моделью, просто вместо слов в ней используются изображения.
Вопреки распространенному заблуждению, PECS — это не название для картинок с символами. Да, иногда мы называем сами картинки, которые мы используем в этой системе, PECS, а также называем папку с этими картинками «папка PECS», но этот термин НЕ является синонимом картинок, визуального расписания или символов для коммуникации. У меня свой «пунктик» на том, что люди неправильно используют этот термин, потому что на самом деле PECS — это СИСТЕМА по обучению навыкам коммуникации. Эта система состоит из нескольких этапов (из шести, если говорить точнее). Эти этапы основаны на науке о вербальном поведении — области прикладного анализа поведения, которая посвящена всем видам речевого поведения, включая текст, устную речь и все формы коммуникации. Система включает в себя отдельные стадии по обучению различным навыкам, в том числе тому, как выразить просьбу с помощью картинки, как отличать одно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как комментировать и использовать другие функции коммуникации. На всех этих стадиях система моделирует устную речь и поощряет ее развитие.
2.Она делает акт коммуникации наглядным
Коммуникация не сводится к тому, чтобы просто что-то назвать или попросить. Коммуникативные нарушения у людей с аутизмом мешают им понять сам процесс коммуникации. Человек должен знать, что именно надо сообщить, а также как привлечь внимание другого человека, передать сообщение и настаивать на передаче сообщения, пока он не добьется успеха или не потерпит явную неудачу. Что хорошо в системе PECS, так это то, что для передачи сообщения ребенок должен найти нужное изображение, привлечь внимание партнера по коммуникации и произвести обмен изображения на предмет. Если партнер не возьмет изображение, то коммуникация не состоялась. Это делает акт коммуникации наглядным. Люди с РАС часто пытаются передать сообщение с помощью устной речи, но при этом не привлекают внимания собеседника, и их сообщение игнорируется. Или они пытаются один раз и сдаются, если им никто не отвечает. Передача изображения из рук в руки означает, что нельзя сказать что-то из другого угла комнаты и ожидать, что тебе ответят. Коммуникация становится наглядной и более понятной.
3. Она обучает начинать коммуникацию самостоятельно
Для людей с аутизмом характерны трудности с инициацией действий. Это значит, что многие из них будут сидеть и ждать, пока кто-нибудь не спросит: «Чего ты хочешь?», или не протянет им систему вспомогательной коммуникации, чтобы они что-то сообщили. Не знаю как вы, но если я сижу за столом и хочу еще картошки, то я не жду, пока кто-то заметит, что я чего-то хочу, и спросит меня об этом. Вместо этого я привлекаю внимание того, кто сидит ближе всего к картошке, и прошу его передать ее. Точно также, я не жду, пока мне дадут изображения, чтобы я могла о чем-то попросить. Даже если я не говорю на том же языке, что и окружающие, я постараюсь привлечь их внимание и укажу на картинку, нарисую или использую другую стратегию. Это и есть самостоятельное начало коммуникации, и мы должны обучить ему детей. Они должны быть в состоянии озвучить свои потребности, желания и мнения так же, как и все мы. Для этого они должны сами начинать коммуникацию. Во многих случаях мы должны УЧИТЬ их этому.
В системе PECS мы не используем фразы или инструкции вроде «Чего ты хочешь?» Вместо этого мы специально создаем ситуации, когда ребенок захочет что-то попросить, а затем второй человек, не говоря ни слова, начинает подсказывать ему физически, стоя позади. Постепенно эти подсказки уменьшаются, и ребенок учится самостоятельно начинать обмен изображениями с партнером по коммуникации, чтобы получить какое-то поощрение.
В результате, ребенок начинает самостоятельно сообщать, чего он хочет, и затем его учат преодолевать расстояние до изображений и до партнера по коммуникации, чтобы передать ему сообщение.
4. Она может уменьшить нежелательное поведение
Есть исследования, которые показали, что если применение PECS начинает выполнять ту же функцию, что и проблемное поведение, то это нежелательное поведение начинает уменьшаться. Разумеется, если я бью других людей, чтобы мне дали попить или любимую игрушку, и на это указывает функциональный анализ поведения, то вы можете научить меня самостоятельно просить то, что мне нужно, и такая коммуникация заменит нежелательное поведение. Это очень простой пример, и очень часто все гораздо сложнее, но многочисленные исследования указывают на то, что чем лучше у человека (с аутизмом или без него) навыки коммуникации, тем меньше у него будет проблемного поведения.
5. Она может способствовать развитию устной речи
Многие родители (и педагоги) боятся, что любой вид вспомогательной коммуникации помешает развитию устной речи ребенка. Нет ни одного исследования, которое бы говорило о том, что это так. На самом деле, исследования показывают, что PECS (и некоторые другие виды альтернативной коммуникации) с течением времени могут привести к увеличению устной речи. Некоторые дети естественным образом перестают использовать PECS, когда у них развивается устная речь, потому речь более проста и эффективна. В систему PECS включены протоколы подкрепления и стратегии для поощрения и развития именно устной речи. Появление навыков коммуникации повышает вероятность, что ребенок будет использовать устную речь, и если ребенок не владеет устной речью в достаточной степени, система предоставит ему функциональный способ коммуникации.
Картинку понять очень просто. Жестовый язык и устную речь некоторых людей бывает сложно разобрать, и это приводит к постоянным ситуациям, когда человека не понимают. Картинки поймет кто угодно (потому что мы используем подписи к каждой картинке) и где угодно. Это делает коммуникацию успешной и эффективной в разных местах и ситуациях, что, в свою очередь, поощряет дальнейшее развитие коммуникации.
Хотя это и не главная причина использовать PECS, эта система не стоит дорого, карточки с изображениями и папку можно изготовить самостоятельно, а в наше время стало еще легче находить подходящие изображения в Интернете или просто делать фотографии на свой мобильный телефон. Вам просто понадобятся канцелярская папка с разделителями, распечатанные изображения, ламинатор и клейкая лента Велкро. Я не говорю, что каждому ученику нужно начинать с низкотехнологичной системы альтернативной коммуникации, но обычно неплохо начать с хорошо изученной системы, которая не требует больших затрат. Другими словами, финансовые затраты НЕ могут быть причиной отказа от обучения коммуникации.
7. Ее применение постоянно расширяется
Когда ребенок научился совершать обмен одной картинки на предмет, то его учат преодолевать расстояние до папки с картинками и до партнера по коммуникации. В рамках системы коммуникация ребенка расширяется, когда его учат использовать не одну карточку, а доску с предложением, в результате чего он может описывать предметы, которые он просит, а затем и комментировать происходящее.
8. Она опирается на сильные стороны ребенка
Люди с аутизмом обычно (но не всегда) обладают слабыми навыками двигательной имитации, мелкой моторики и репрезентативной памяти. Однако зачастую у них лучше развиты способности к зрительному восприятию и различению зрительных образов. Поскольку PECS — это стратегия, основанная на зрительном выборе, она опирается на сильные стороны ребенка (навыки зрительного восприятия), чтобы развить слабые стороны (коммуникативные навыки). Это отличается, например, от языка жестов, который требует, чтобы ребенок имитировал движения, в том числе точно воспроизводил движения мелкой моторики, и обладал ментальной репрезентацией движений для каждого слова.
10. Ее эффективность подтверждена исследованиями